Как уверяют врачи, красота во многом зависит от состояния позвоночника. Питание и красота женщины

День добрый, дорогой друг!

Не исключаю, что вы удивлены. Какую пользу несет в себе гимнастика, и в частности гимнастика Мюллера, — для шахмат? Тем более, что о последней вы, возможно, слышите в первый раз.

Сразу скажу, что мы говорим о гимнастике, как физической подготовке, а не умственной. Это может быть и другая гимнастика, и даже вовсе не гимнастика, а бег или просто ходьба. Кому что больше подходит.

Для чего это нужно шахматисту?

Полагаю, вы были свидетелями ситуаций, когда шахматист начинает «шлепать». Даже невооруженным взглядом видно, что человек нервничает. Заметно, что его решения носят эмоциональный характер.

Его ходы импульсивны, часто со стуком по доске. И конечно, возникают ошибки. Шахматист, что называется, — «поплыл ».

Это происходит, когда шахматист попадает во власть эмоций.

Основная мысль такая: качество игры во многом зависит от нашего эмоционального состояния. А последнее, в свою очередь, зависит от состояния тела . Это тот случай, когда справедливо изречение: «В здоровом теле – здоровый дух »

Поясню свою мысль.

Почему возникают ошибки?

Шахматная партия, если ее результат имеет хоть какое-то значение для игрока, сопровождается определенный эмоциональным фоном.

Человек опасается совершить ошибку, проиграть. Это нормально. Проблемы возникают тогда, когда эмоции начинают захлестывать.

Иногда возникает, к примеру, раздражение.

«Что ж такое, он же слабо играет, … Делает каки-то кривые ходы, а позиция держится. Давно уже пора «вынести» его, а не получается…»

Особенность нашей психики в том, что в состоянии сильного эмоционального напряжения, — способность трезво мыслить начинает «тормозить». Остаются только первобытные инстинкты: бежать или драться. Качество игры резко падает.


Как снизить влияние эмоций?

Смысл в том, что порог, за которым происходит этот срыв, зависит от эмоционального состояния на момент начала партии .

Если мы в хорошем настроении и самочувствии, — вывести из себя нас сложнее.

И наоборот, если мы устали раздражены, нагружены проблемами, — порог эмоционального срыва гораздо ближе. Это как в жизни. В таком состоянии, часто достаточно косого взгляда, чтобы внутри нас забурлил фонтан ярости.

Итак, делаем выводы:

  • Бодрое настроение, хорошее самочувствие отодвигает порог «эмоционального срыва».
  • Кроме того, хорошее физическое состояние повышает выносливость, которая становится важной на третьем – пятом часу игры. А если мы играем блиц или рапид – в заключительных партиях.

Есть также 10-минутное видео на Ютубе:

Упражнения можно делать в режиме реального времени, запустив видео и смотря на экран. Я так и делал первое время. Брал с собой ноутбук на дачный двор и там делал.

Как видите, все достаточно просто и со вкусом. Лично мне нравится. Надеюсь, этот комплекс не канет в лету в моей повседневной жизни, как это уже бывало с другими системами упражнений.

Резюме

В этом случае ниже вероятность, что в какой-то момент вы «поплывете» под влиянием эмоций, которые неизбежно влияют на ваше состояние во время партии.

  • Эмоциональная устойчивость зависит от состояния тела.

Однако, не обязательно мучить себя многокилометровыми кроссами или полдня проводить в тренажерном зале.

Несложная физическая нагрузка, например гимнастика Мюллера, — быстро приведет ваше тело, а соответственно и ваш эмоциональный настрой, — в нужные кондиции.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Эффективность терапии соматических заболеваний во многом зависит от психического состояния больного, его настроя, желания вылечиться.

Одно из решающих значений имеет так называемая «внутренняя картина болезни», сложившаяся у больного в ходе заболевания. Впервые понятие внутренней картины болезни ввел А.Р. Лурия.

Внутренняя картина болезни - отражение в психике человека, вольное или невольное, осознанноеили неосознанное, его физического состояния.

С точки зрения медицинской психологии одним из важнейших элементов в личностной структуре больного является его отноше­ние к болезни.

В концепции личности В.Н. Мясищева психологичес­кий анализ предполагает рассмотрение этого отношения с учетом трех компонентов: эмоционального, поведенческого и когнитив­ного.

Эмоциональный компонент отношения к болезни отражает весь спектр чувств, обусловленных нездоровьем, а также те эмоцио­нальные переживания, которые возникают в ситуациях, связан­ных с заболеванием.

Мотивационно-поведенческий компонент подразумевает выработ­ку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование заболевания, пессимистические уста­новки и др.), а также связанные с болезнью реакции, способ­ствующие адаптации или ведущие к дезадаптации.

Когнитивный компонент - это знание о болезни, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование, предпола­гаемый прогноз.

Сегодня во внутренней картине болезни (ВКБ) рассматривают четыре уровня:

непосредственно-чувственное отражение болезни - обусловленные заболеванием ощущения и состояния;

эмоциональный - эмоциональные реакции на вызванные болезнью ощущения и на последствия болезни в жизни человека;

интеллектуальный - знания о болезни и ее рациональная уценка;

мотивационный - возникновение новых мотивов и перестройки преморбидной - мотивационной структуры.

Внутренняя картина болезни зависит от ряда причин.

Стадия течения болезни:

1. начальная (в ВКБ преобладает чувственный компонент; возникает реакция стресса, запускаются механизмы адаптации);

2. разгар (взаимодействие с болезнью; формируются когнитивные компоненты; некоторое привыкание к болезни; острые / подострые / хронические состояния);

3. исход (выздоровление или смерть; выздоровление - болезнь уходит, а ВКБ остается).

Возрастные особенности .Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести забо­левания, своеобразное распределение болезней по их социально-психологической значимости для пациентов.

Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в пси­хологическом отношении оказываются болезни, которые изме­няют внешний вид человека, делают его непривлекательным (например, кожные, аллергические заболевания), калечащие травмы (ожога) и операции. Лица зрелого возраста психологически более тяжело реагиру­ют на хронические и инвалидизирующие заболевания. Кроме того, для данно­го возрастного периода особо значимыми являются ряд болезней (например, геморрой). Это связано с переживаниями как изменится мнение окружающих, его социальный статус и авторитет, в случае если о болезни станет известно. Для пожилых людей наиболее значимыми являются заболевания, которые име­ют высокий летальный риск, ассоциирующиеся со смертью.



Профессиональный статус. Он определяет, насколько существен­но симптомы болезни влияют на исполнение субъектом профес­сиональных обязанностей. Значимой становится профессиональ­но обусловленная ценность того или иного органа. К примеру, оперный певец может психологически более тяжело восприни­мать ангину или бронхит, чем гастрит и язву желудка.

Особенности темперамента. С темпераментом связаны переносимость боли. Особенности восприятия боли у разных людей зависят от их «болевых порогов». В рамках классических типов темперамента более низкие болевые пороги отмечаются у холериков и меланхоликов по сравнению с сангвиниками и флегматиками. Экстраверты и интроверты по-разному реагируют на боль. Так, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интроверты.

Особенности воспитания. Существуют две противоположные семейные тенденции воспитания субъективного отношения к болезням - «стоическая» и «ипохондрическая».

1. «Стоическая» традиция характеризуется тем, что в рамках этого стиля воспитания ребенок постоянно поощряется за пове­дение, направленное на самостоятельное преодоление недугов и плохого самочувствия. Его хвалят, когда он, игнорируя боль, про­должает заниматься тем, чем занимался до ее возникновения.

2. «Ипохондрическая» традиция противоположна первой и за­ключается в воспитании трепетного отношения к здоровью. При этом ребенок начинает при малейшем изменении самочувствия обращать соб­ственное внимание и внимание окружающих на болезненные проявления. Затем внимание воспитателей, учителей, а в дальнейшем - собственного супруга и прочих лиц) на болезненные проявления.

Семейные традиции определяют своеобразное ранжирование болезней по степени их тяжести. При этом к наиболее тяжелым могут относиться не «объективно» тяжелые заболевания, а те, от которых чаще всего умирали или которыми в основном болели члены семьи (влияние «семейного опыта»). В семье, где есть пре­цеденты длительной и устойчивой ремиссии после лечения онко­логического заболевания, подобная болезнь может оказаться пси­хологически менее тяжелой, чем в семье, не обладающей подоб­ным опытом.

Особенности личности. Выделяется не­сколько мировоззренческих установок в отношении происхожде­ния заболеваний.

Первая - болезнь может восприниматься:

Как кара;

Как испытание;

Как назидание другим;

Как расплата за грехи предков.

Второй группой мировоззренческих установок является пред­ставление о болезнях как о явлениях, вызванных наследственны­ми или средовыми причинами. В этом случае заболевание расце­нивается:

Как неизбежность;

Как стечение обстоятельств;

Как результат собственных ошибок.

Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения заболеваний базируется на мистицизме:

Болезнь, вызванная завистью окружающих;

Болезнь вследствие чужой ревности.

К личностным особенностям, значимым для понимания механизмов психологического реагирования на заболевание, также относится антиципационная состоятельность - способность предвосхищать ход событий, предвидеть поведение окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации. Она включает способность построения программы собственных действий в случае появления болезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести к инвалидности или смерти. В эту программу входит готовность к любому исходу болезни (плохому, нежелательному или хорошему, желательному). В отсутствие этой способности человек предвосхищает только один - желательный – исход. Реальный факт болезни может стать серьезной психологической травмой.


ВВЕДЕНИЕ.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов к решению вопросов формирования здоровья детей с раннего возраста.

Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является гуманизация целей и деятельности образовательной работы с детьми.

Гуманизация педагогического процесса современного ДОУ находит свое отражение в принципе соответствия задач, содержания, методов, форм, технологий воспитания и обучения дошкольников их возрастным потребностям: с одной стороны, необходимо обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка (биологических и социальных), а с другой – создать условие для их личностного развития.

Гуманизация педагогического процесса прежде всего предполагает здоровьесберегающее воспитание и обучение дошкольников, которое позволяет сохранить и укрепить здоровье ребенка в процессе его пребывания в стенах ДОУ, а также способствует выработке у ребенка потребности и привычки беречь и укреплять свое здоровье и здоровье других людей.

По результатам медицинского обследования дошкольников сегодня среди детей ДОУ наиболее часто отмечаются такие нарушения физического здоровья, как стоматологические заболевания, заболевания дыхательной системы, носоглотки, аллергические заболевания.

Некоторые из них с возрастом имеют тенденцию к увеличению распространенности и степени нарушения, т.к. во многом связаны с условиями жизнедеятельности ребенка и характером физического воспитания. Однако при условии реализации оздоровительно - профилактических мер и соблюдения правил ЗОЖ состояние здоровья дошкольников хорошо поддается коррекции.

По мнению Н.А.Ноткиной, М.М.Антроповой, С.В.Попова, Г.Л.Билич, Л.В.Назаровой и др., в понятие «ЗОЖ» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности получения положительных эмоций от соблюдения правил поведения, способствующих укреплению здоровья. Все это обеспечивает укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка; позволяет ему успешно входить в новые режимы жизнедеятельности и адаптироваться к условиям пребывания его в ДОУ.

Для решения этих проблем и задач в МДОУ «Бардымский детский сад №1» реализуются следующие программы: (стр. № 5).

Система работы по физическому развитию и здоровью



Основные направления коррекционной работы с детьми


Реализуемые программы деятельности ОУ по оздоровлению и

пропаганде ЗОЖ.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» - под редакцией М.А.Васильевой.

ЦЕЛЬ: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание

в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе.


«Радуга»- комплексная программа и методическое руководство для ДОУ.

ЦЕЛЬ: обеспечение всестороннего развития ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, охрана и укрепление здоровья детей, приобщением их к миру общечеловеческих ценностей.
Дополняя следующими программами:

Л.Н.Пустынникова «Система» - региональная программа физического воспитания детей 3-7лет. Пермь, 1997

Программа составлена с учетом требований документов, разработанных

и действующих в Российской федерации.

В целом программа « Система» направлена на решение следующих вопросов:

Комплексное использование разнообразных форм воспитания, обучения и оздоровления детей 3-7 лет в быту, в игровой, самостоятельной, учебной деятельности;

Воспитание положительно – эмоционального отношения и устойчивых интересов к разнообразным физическим упражнениям и играм, ориентация на ЗОЖ, соблюдение правил личной гигиены и режима дня, закаливание;

Формирование умения ориентироваться в пространстве, в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках, досугах и др.), проявляя культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Инновационными компонентами программы «Система» являются:

Направленность на непрерывное физкультурное образование на всех ступенях образования от дошкольного до вузовского, где физическая культура личности последовательно обогащается новым содержанием и отношениями, приобретает новые качественные изменения, сохраняя основные элементы целого. В связи с этим в программе «Система» осуществлен общепедагогический принцип преемственности развития и становления физической культуры личности от одного возраста к другому

в дошкольном периоде, что способствует более эффективной подготовке детей к жизни, безболезненной адаптации их к учебе в начальной школе;

Приобщение детей к основам ЗОЖ всеми средствами физического воспитания;

Системный подход по всем разделам физического воспитания в ДОУ.

Программа Л.А.Меньшикова, Н.Л.Попова. «Здоровейка в гостях у малышей» Пермь, 2005

На наш взгляд эта программа является весьма актуальной и практико-ориентированной, способной помочь воспитателю в осуществлении необходимого гигиенического воспитания и формирования полезных для здоровья привычек.

Основным назначением данной программы является содействие дошкольнику в полноценном психическом и физическом развитии в детском

саду, семье; создание условий для укрепления индивидуального здоровья; обучение ребенка элементарным навыкам сохранения и укрепления здоровья, поскольку в этот период у детей легко формируются новые условные рефлексы, лежащие в основе привычек, в том числе полезных для здоровья. Кроме того, в дошкольном периоде детства отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, поэтому через дошкольника появляется возможность воздействовать и на членов семьи.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»- программа для ДОУ и методический комплект.

ЦЕЛЬ программы: научить ребенка правильно себя вести в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению у детей дошкольного возраста ценностей ЗОЖ.

В программе содержится тематический план и соответствующие ему шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок и дом», и др., а также рекомендации по работе с родителями.

К программе подготовлен учебно-методический комплект для работы с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателя и четыре альбома с развивающими заданиями, рассчитанную на активную деятельность самих детей. Представленные материалы могут интегрироваться с комплексной программой детского сада.

Анализ деятельности МДОУ «Бардымский детский сад №1»

за последние 3 года.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
В 2004 - 2005 учебном году работали над задачей:

Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью

в разных видах деятельности.

Работа по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью проводилась в течении учебного года в разных формах и в разных видах деятельности. Задача решалась на педсовете, где рассматривались вопросы о комплексном подходе к формировании ЗОЖ и начал правильного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста в повседневной жизни, об организации самостоятельной двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста.

Проведен семинар на тему: «Закаливание – составная часть ЗОЖ». (Приложение №11 ).

В группах проведены родительские собрания по формированию у детей ЗОЖ, об особенностях психофизического развития детей, о значении физического воспитания детей в семье.

Оформлены стенды : «Режим дня дошкольника», «Формирование правильной осанки».

Для физкультурного зала приобретены : мягкие модули, мячи, обручи.

В каждой группе педагогами разработано перспективное планирование по подвижной игре.
В 2005 - 2006 учебном году работали над задачей:

- Формирование правильного отношения к своему здоровью и оздоровление детей через валеологические игры, досуги, занятия.

Вопросы по формированию правильного отношения к своему здоровью и оздоровлению детей через валеологические игры, досуги, занятия рассматривались на педсовете , где обсуждались темы: «Как воспитать своего ребенка валеологические культурным?», «Образовательное учреждение как носитель физического здоровья детей».

Прошли семинары и консультации: «Работоспособность детей, утомление и усталость» и др.

Физинструктор детского сада Азмагулова Г.Г. работает над проблемной темой «Связь физического развития детей с основами валеологической культуры», «Применение физкультминуток и подвижных игр на занятиях по конструированию»- Сарманаева А.Х. (Приложение №12) .

Просмотрены открытые занятия внутри сада.

Э Степаненкова «Методика физического воспитания»;

«Здоровейка в гостях у малышей»-обучение здоровому образу жизни детей в возрасте с3 до 7 лет;

Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве, 5-6 лет, 7 лет.

Пополнена развивающая среда: картотеки игр, утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений, пособия «Здоровый клоун»- настенное пособие с кармашками для физкультурного оборудования, пособие-модуль строения человеческого тела, приобретены: мячи, ходунки, островки, кольцеброс, стойка для прыжков.

Приобретены развивающие настольно-печатные игры: «Любит- не любит», «Валеология», Здоровый малыш», «Если малыш поранился?», «Как избежать неприятностей?», «Учим дорожные знаки», «Съедобно – несъедобно».


Задача на 2006-2007 учебный год:

Продолжать формировать правильное отношение к своему здоровью и обеспечить психофизическое развитие каждого ребенка через создание комфортно- целенаправленной развивающей среды.

Проведен педсовет, где рассматривались следующие вопросы: «Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурных занятий», «Состояние оздоровительной работы в детском саду, «Образовательное учреждение как носитель физического здоровья детей», «Подвижные игры, гимнастика, физкультминутки – как средство и метод физического воспитания».

Пополнена методическая литература: Т.А.Шорыгина. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. ТЦ «Сфера», Москва, 2006.

Андрей Усачев. Программа развития и обучения дошкольника. Этикет 5-7 лет. Правила дорожного движения и уважения. Москва, 2002.

Г.П. Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г. Сазонова. Правила поведения для воспитанных детей. Москва, 2006.

Проведена консультация: « Работоспособность детей, утомление и усталость. (Неутомимость при многообразии занятий и мгновенное утомление от монотонности), « Тихий час, как помочь ребенку заснуть?».(Приложение № 6 ).

В летний оздоровительный период продолжается работа по охране жизни и укрепления здоровья детей, используя закаливающие процедуры, природные факторы, через валеологические игры, досуги, занятия, обеспечение двигательной активности детей.

Планируются и проводятся следующие мероприятия.

Работа с педагогами.

Консультации:

Санитарно-гигиенические условия и одежда детей. (медсестра)


- Подвижные игры, закаливающие процедуры, валеологические игры,

досуги - как средство и метод воспитания ребенка и обеспечение

двигательной активности. (физинструктор)

- Практическое занятие по оказанию первой помощи у воды, при травмах.

(медсестра)

Работа с детьми.
1. Трудовая деятельность.
- посадка и пересаживание рассады цветов и овощей

Уход за растениями, прополка сорняков

Наблюдения за трудом взрослых (повара, медсестры, воспитателей, прачки,

младших воспитателей, милиционера, шофера, продавца).


2. Ознакомление с окружающим.
- целевая прогулка в лес

Целевая прогулка на водоем

Целевая прогулка на поле

Сбор лекарственных трав


3. ОБЖ
- Д/и «Съедобно-несъедобно»
- Беседа с элементами проблемности «Мыло».

Беседа с элементами игры «Могут ли овощи навредить нашему здоровью».

Физкультурный досуг «В гости к Мишутке»; «На поиски Красной Шапочки».

(Методическое сопровождение к программе «Система» Л.М.Пустынниковой.

Беседы: «Советы доктора Воды»;

«Уход за руками и ногами»; «Правила безопасности на воде».

(Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Тридцать уроков здоровья».

Чтение произведений:


-«Мойдодыр» К.Чуковский

- «Микроб» Х.Беллок

- «Я мою руки» М.Яснов

- «Обжора» М.Яснов

(Н.И.Бочарева «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста» Стр.80)

- «Три чудесных света» А.Северный

- «Постовой» Я.Пишумов

- «Скорая помощь» Я.Пишумов

- «Пожарная машина» Я.Пишумов

- «Шагая осторожно» С.Михалков

Работа с родителями.
- оформление передвижки: «Здоровая пища для всей семьи»(Приложение №9 )

«Безопасность на воде»

- консультация:

«Правила безопасности в доме»

«Осторожно- незнакомец!»

- Беседы:

«Безопасное общение с домашними животными».

Привлечение родителей к субботнику по благоустройству территории,

к ремонтным работам.


Лечебно-профилактическая работа:
- утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливающие процедуры

Фитотерапия

Витаминизация пищи


Административно-хозяйственая работа.
- проведение инструктажа с сотрудниками на летний период

Анализ питания, посещаемости


Инструктор по физвоспитанию Сарманаева А.Х. прошла К П К в г.Перми по теме « Инновационные подходы к организации физкультурных занятий в ДОУ». Оформила проектную работу на тему: «Творим, создаем»(Приложение № 7).
Организация рационального п и т а н и я является одним из условий ЗОЖ , средством укрепления здоровья.

Поскольку в ДОУ в течение дня очень высока двигательная активность ребенка, выполняющего разные физические упражнения, энергозатраты организма должны компенсироваться полноценным питанием. Пища принципиально отличается от других факторов внешней среды тем, что в процессе пищеварения она превращается во внутренний фактор, который вызывает болезни или, наоборот, способствует хорошему здоровью. Питание в дошкольном возрасте должно быть адекватным: не избыточным, разнообразным, с достаточным количеством витаминов, минеральных солей.

Все продукты должны быть доброкачественными и свежими, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копченые колбасы, мясные и рыбные консервы и др.) могут быть опасны для ребенка. Следует широко использовать все виды круп, овощей, фруктов, плодов, мясо, рыбу и все виды молочных продуктов, как считает Ю.Ф.Змановский.

Учитывая все эти рекомендации, в своей работе по формированию ЗОЖ ввели разделы о культуре питания, в котором даем сведения о продуктах питания (полезных и вредных), о культуре еды (правильное пережевывание пищи), предусматривается педагогическая система формирования культуры питания.

С детьми планируются и проводятся следующие мероприятия:

Занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи : «Питание» - средняя группа, «Как следует питаться?» - старшая группа, «Витаминная семья» - подготовительная группа. (Л.А.Меньшикова Здоровейка в гостях у малышей); «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?», «Где найти витамины?», «Кто живет в молочной стране?» (Ребенок в детском саду, №1, 2007г.)

Занятия по лепке: «Витаминчики» - 2 младшая и средняя группы,

Занятия по рисованию: «В нашем саду растут витамины»- 2 младшая и средняя группы,

Дидактические игры : «Полезно-вредно», «Съедобно-несъедобно»- настольная игра, «Из чего мы сделаны?»- настольная игра, «Съедобные и несъедобные грибы», «Магазин полезных продуктов питания»- сюжетно-ролевая; «Отгадай и назови», «Курочки и петушки», «Продолжи пословицу»и т.д.

Беседы с детьми: «Что такое здоровье и как его преумножать?», « Овощи. Фрукты. В них содержатся витамины, полезные для организма человека», «Здоровье человека зависит от его правильного питания», «Органы пищеварения», «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?».

Чтение художественных произведений. Ш.Галиев Витаминные буквы. Находка с загадкой.; С.Михалков Про девочку, которая плохо кушала.; В.Суслов Тощий Тимка.; Г.Юдин Главное чудо света. И т.д.

Беседы с родителями: « Польза чеснока и картофеля. Рецепт лечения ангины». Оформление стенда для родителей: «Здоровая пища для всей семьи». (Приложение № 9 .)

Медицинской сестрой детского сада составляется примерное десятидневное меню. (Приложение №10 ).

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА имеет прямое отношение к воспитанию у детей основ ЗОЖ. При подготовке занятий по физической культуре, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений обеспечиваются гигиенические условия (кварцевание, влажная уборка, лампа Чижевского), регулируется количество одежды соответственно температуре воздуха на улице или в помещении.

В ДОУ даются знания в области гигиены, формируются практические умения по уходу за волосами, за полостью рта, содержать в чистоте руки и ноги. Дети после занятий осуществляют гигиеническую обработку физкультурных пособий (мячей, кеглей, кубов и т. д.), приводят в порядок после занятий лыжи.

По привитию культурно – гигиенических навыков планируются и проводятся следующие мероприятия:

Занятия. « В гостях у Мойдодыра» - 2 младшая группа, «Какой я?»-ср.гр., «Части тела человека и уход за ними» - старшая группа, « Откуда берутся болезни» - подготовительная группа (Л.А.Меньшикова. «Здоровейка в гостях у малышей».и т.д.

Чтение художественных произведений. Беседа по прочитанному.

« Перед едой мой руки с мылом», « После туалета обязательно мой руки» -(Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г.Сазонова.) и т.д.

Разработана схема «Правила мытья рук». (Приложение № 15 ).

Медицинский работник и инструктор по физкультуре детского сада осуществляют диагностику физического развития. Отслеживаются темпы продвижения в развитии движений детей. Также ведется оценка состояния осанки, стопы. все эти показатели снимаются 2 раза в год (осенью и весной). Медицинский работник осуществляет лечебно- профилактическую работу совместно с инструктором по физической культуре и воспитателями. На основе диагностических данных и результатов анализа определяются индивидуальный и дифференцированный подходы в работе по развитию движений отдельных детей. Для детей, нуждающихся по состоянию здоровья в лечебной физкультуре, разработан комплекс корригирующей гимнастики, проводится фитотерапия. (Заполняется «Паспорт здоровья дошкольника») приложение № 13 .

При ДОУ работает кружок ЛФК. Кружок посещают 12 детей, 3 - с плоскостопием,9 - с уплощенной стопой. (Приложение № 8 ).

В МДОУ « Бардымский детский сад № 1» учитываются огромные потенциальные возможности детей дошкольного возраста, для их реализации создаются оптимальные условия, гармонично сочетающиеся с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Физическое воспитание детей гуманизируется: дети чувствуют уважение, доверие к себе, заботу о них и защищенность со стороны взрослого. Ребенок со взрослым, с детьми общается как партнер. Педагог становится воспитателем, партнером, создателем развивающей среды.(Приложение № 14 и видеокассета ).

Для реализации задач физического развития и оздоровления детей в ДОУ имеется оборудованный физкультурный зал. (Приложение № 20 .)

В группах оборудованы физкультурные уголки. (видеокассета)

Уровень взаимодействия с ОУ и межведомственным сотрудничеством по укреплению и сохранению здоровья.

Работа с детскими и юношескими и общественными организациями.

- Участие в районном конкурсе «Старты надежд» по плану РУО –поощрительный приз.

Выступление на родительской конференции «Роль семьи, образовательного учреждения и общественности по сохранению и укреплению здоровья» 31 февраля, 2007г. (Приложение № 16 ).

Интервью по местному телевидению 7 февраля 2007 года «Меры по профилактике ОРВИ и гриппа» медсестра Воронкова Н.Ю.

Участие в районном конкурсе рисунков по пожарной безопасности:

«Сумей справиться с огнем» - заметка в районной газете, поощрительный приз, 2006г.

«Чтобы с пожаром бороться смело, надо знать пожарное дело» - 2007г.

Участие в районном конкурсе рисунков по правилам дорожного движения: «Умная книжка грузовик» - 2006г.,1 место. (Приложение № 17 ).

Заметка в районной газете «Рассвет» «Форт Боярд» в детском саду»- 8 декабря 2006 года. (Приложение № 18 )

Катание детей на пони- лошадке по договору с СЮТ (Приложение № 19. )

Обследование состояния здоровья детей специалистами районной больницы

Опыт проведения массовых, тематических досуговых мероприятий с детьми и родителями и их эффективность.

«Неделя Здоровья». «Папа, мама, я – спортивная семья».

Задача: систематизировать работу с родителями по привлечению их к совместной деятельности. Расширение понятия «валеологические образование» в системе ДОУ: формирование у детей доминирующих потребностей сохранения здоровья, воспитание навыков ЗОЖ, формирование культуры здоровья. Показать родителям, что без их помощи у ребенка не сформируются требуемые навыки, умения.

«Форт Боярд»

Задача: Развивать выносливость, сообразительность и находчивость, умение действовать сообща, единым коллективом, стремиться к намеченной цели. Воспитывать честность, упорство. Создать хорошее настроение. Показать взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурных занятий, спортивных досугов, развлечений. Стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Инструктивно-методические материалы по дошкольному воспитанию МО и МО РФ, РУО (из журналов «Дошкольное воспитание», «Вестник образования», «Управление».

2. Толковые словари, этимологический словарь.

3. Литература по психологии и педагогике (теоретическая), по методикам, аннотации к новинкам методической литературы.

4. Библиотека детской художественной литературы:

Произведения по программе воспитания

Произведения зарубежной, русской и советской классики

Произведения устного народного и татарского творчества

5. Передовой педагогический опыт (Азмагуловой Г.Г.)

6. Программы и технологии

7. Годовые планы

8. Перспективные планы по направлениям государственного стандарта, образцы, планы работы с родителями.

9. Диагностические тесты, карты.

10. Материалы конкурсов, смотров, выставок.

11. Наглядный материал для занятий, демонстрационный, раздаточный материал.

12. Материалы по направлениям развития ребенка, конспекты-тезисы последовательных занятий, картотеки, видео и грамзаписи, ТСО.

13. Картотека материалов методического кабинета.

14. Картотека материалов по журналам «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Детский сад со всех сторон», «Дошкольная педагогика», «Управление»

15. Материалы тематических выставок, папок- передвижок, стендов для родителей.

16. Альбомы, ширмы, фотовыставки из опыта работы детского сада.

Работа с семьей.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Здоровье всего организма во многом зависит от состояния сосудов. Узнайте, как не допустить развитие такого серьезного недуга, как атеросклероз.

По сути

Общая длина кровеносных сосудов человека составляет более 100 тысяч километров! Кровеносная система – это разветвленная сеть, состоящая из крупных артерий, вен и капилляров. По сосудам с кровью доставляются все необходимые компоненты для нормальной жизнедеятельности клеток, тканей и органов. Поэтому именно от состояния сердечно-сосудистой системы во многом зависит здоровье человека.

Одним из самых распространенных заболеваний сосудов является атеросклероз, при котором артерии становятся плотнее и теряют свою эластичность. Развивается данное заболевание при сужении просвета артерий, что в свою очередь может привести к ряду сердечных заболеваний, в частности к ишемической болезни сердца, инфаркту миокарда, гипертонии, стенокардии и прочим недугам.

Что вредит сосудам?

Причиной атеросклеротических изменений в сосудах является отложение жиров (в основном, «плохого» холестерина) на их стенках. Подобные жировые скопления формируют так называемые холестериновые бляшки и атеромы (образования с кашицеобразным содержимым). Из-за образования жировых отложений сужается просвет сосудов, что приводит к ухудшению кровотока. В итоге, к тканям и органам поступает меньше насыщенной кислородом крови, вследствие чего организм испытывает настоящее кислородное голодание.

«Плохой» и «хороший» холестерин

На самом деле, холестерин – это очень важное вещество, необходимое для поддержания нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. Холестерин входит в состав клеточных мембран, а также принимает участие в синтезе , половых гормонов и холиевых кислот.

В крови холестерин не находится в свободном состоянии, а связан с другими жирами и белками. Такие комплексы называются липопротеинами. Различают липопротеины низкой плотности (высокое содержание насыщенных жирных кислот и низкое содержание белков) и липопротеины высокой плотности, в которых содержится большое количество протеинов. Холестерин в составе липопротеинов низкой плотности принято называть «плохим холестерином», а холестерин в составе липопротеинов высокой плотности – «хорошим». Из-за высокого содержания насыщенных жирных кислот на стенках сосудов и органов и образуются холестериновые бляшки, которые со временем увеличиваются в размерах, деля просвет в сосудах все меньшим.

Лечение и профилактика

Для того чтобы предотвратить тяжелые последствия атеросклероза, в первую очередь нужно изменить свой образ жизни. Если у вас есть лишний вес, нужно приложить все усилия для того, чтобы его нормализовать. Умеренные физические нагрузки позволят вам улучшить обмен веществ, а также помогут при борьбе с лишними килограммами. Рацион питание должен включать как можно меньше животных жиров, в котором содержится большое количество холестерина и триглицеридов. Из питания нужно исключить продукты с высоким содержанием насыщенных жирных кислот: маргарин, пальмовое масло, кондитерские изделия. Для нормализации обмена липидов необходимо употреблять продукты, в которых содержатся , например, оливковое масло или морская рыба жирных сортов. Для того чтобы организм получал достаточное количество полиненасыщенных жирных кислот, нужно ежедневно съедать вышеуказанные продукты и в немалых количествах. Согласитесь, сделать это довольно трудно, учитывая и тот факт, что качественная жирная рыба и другие источники омега-3 жирных кислот – продукты недешевые, и далеко не каждый потребитель может себе позволить частое их употребление.

К счастью, существуют специальные препараты, с помощью которых можно обеспечить свой организм необходимым количеством , что предотвращает развитие атеросклероза. Таким препаратомявляется ВИТРУМ КАРДИО ОМЕГА-3, в котором содержится именно та дозировка ПНЖК, которая необходимая для борьбы с «плохим холестерином».

Таким образом, ВИТРУМ КАРДИО ОМЕГА-3 снижает уровень липопротеинов низкой плотности в крови, оказывает антиагрегантный эффект, обладает противовоспалительным действием, а также снижает риск развития аритмий, способствует вторичной профилактике инфаркта миокарда и позволяет избежать проблем с сосудами.

Успех воздействия в управлении во многом зависит от того, как будет подавать себя собеседнику или аудитории говорящий. Руководитель должен знать, что его речь, будь она услышана с трибуны или из-за своего рабочего стола на совещании, целиком раскрывает его личность. В связи с этим важно знать картину восприятия человека по речевому поведению. Давайте представим себе, как нас воспринимают слушающие; как мы, часто сами того не ведая, сигнализируем о своей эрудиции, интеллекте, психическом состоянии.

Успех воздействия в управлении во многом зависит от того, как будет подавать себя собеседнику или аудитории говорящий. Руководитель должен знать, что его речь, будь она услышана с трибуны или из-за своего рабочего стола на совещании, целиком раскрывает его личность. В связи с этим надо знать картину восприятия человека по речевому поведению. Соответствующая информация в этом плане руководителю весьма полезна и даже необходима.

Давайте представим себе, как нас воспринимают слушающие, как мы, часто сами того не ведая, сигнализируем о своей эрудиции, интеллекте, психическом состоянии.

Эрудиция оценивается в основном содержательностью речи. Когда человек высказывается по затронутым вопросам, спонтанно находит аргументы для подтверждения своей точки зрения, при этом подбирая четкие языковые единицы, каждому ясно: он эрудирован. Когда же человек, хотя и говорлив, но за его потоком слов не удается рассмотреть чего-либо дельного - это болтун. Эрудиция предполагает наличие глубоких и разносторонних знаний, а поскольку знания приобретаются на языковой основе, то предполагается, что эрудит обладает искусством речи. Вместе с тем мы понимаем, что не все эрудиты склонны к спонтанному речевому поведению. Есть и скупые на слова, и не охотники до словотворчества.

Интеллект говорящего оценивается аудиторией по логичности высказывания и богатству лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и, наконец, легкость продуцирования являются индикаторами развитого интеллекта. Различные непорядки в потоке слов часто наталкивают людей на мысли о нарушении в мыслительном процессе говорящего.

Речь сигнализирует аудитории также и о психическом состоянии говорящего. К этому побуждают людей многие жизненные наблюдения.

Так, в состоянии эмоционального напряжения люди при выражении своих мыслей испытывают затруднения в продуцировании речи. Индикаторами здесь вступает ряд факторов:

* по сравнению с речью в обычных условиях возрастает количество и длительность их пауз. Это так называемые паузы нерешительности. Внешне такое поведение выглядит, как если бы говорящий не знал, что ему говорить. Как правило, в таких случаях речь начинает с паралингвизмов (гм, кх). В середине фразы нередки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа - «это», «такой», «в общем». Присутствуют и заполнители пауз молчания - «видите ли», «знаете», «вот», «ну»;

* в условиях напряженности происходит снижение словарного разнообразия. Словарь речи в этих случаях характеризуется своей бедностью: говорящий употребляет главным образом те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики. Нередко люди здесь склонны пользоваться стереотипами. Все это способствует тому, что аудитория воспринимает говорящего без энтузиазма;

* напряженная речь характеризуется и грамматической незавершенностью. «Так, о чем эта инструкция? Ну, в общем... охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних» (из речи на конференции).

Нередко встречаются длинные тирады, которые трудно понять при первом восприятии. Обычно говорящий здесь с трудом доводит фразу до завершения. Слушающий же в таких случаях перестает следить за речью, и суть дела до него не доходит.

Речь является довольно тонким индикатором личности говорящего, поэтому все те, кто обращается с речью к аудитории, постоянно должны помнить об этом. Однако в системе коммуникации важна не только речь, но и голос, жесты, поза и походка говорящего. Ничто не ускользает от взора слушающего. Здесь следует обратить внимание на ряд факторов.

Когда в речи используется спектр звуков от высоких до низких тонов, говорят о широком диапазоне голоса. Если же речь изобилует каким-то одним тоном - это узкий диапазон. Такая речь (преимущественно средних тонов) называется монотонной. Аудитория воспринимает эту речь с неохотой, а людей, её продуцирующих, относит к категории сухарей, твердокожих, бездушных. Дело здесь заключается в том, что монотонная речь, задействующая какой-то ограниченный спектр слухового анализатора, вызывает у людей неприятное ощущение и вскоре их утомляет. Отсюда и мрачные краски восприятия.

Резонанс - это проявление в голосе таких характеристик, как сиплость, шипение, «рокот», «раскаты» и т. д. Униженная личность и подчиненное положение в жизни обычно согласуются со слабым резонансом, властная же натура развивает в своем голосе раскатистость и металлический оттенок. Таковы стереотипы жизненной коммуникации. И поскольку это стереотипы, т.е. неосознанные шаблоны восприятия, то реальное положение вещей может и не совпадать с тем, что воспринимается. Но до этого слушающему нет никакого дела, он воспринимает говорящего так, как принято в его культуре. Естественно, что говорящему следует в процессе говорения вносить соответствующие коррективы.

Темп связан со скоростью продуцирования речи. Он может быть быстрым, средним, замедленным. Каждому человеку присущ вполне определенный темп речи. Слушающие же склонны относить говорящих быстро к сообразительным, а говорящих медленно - к тугодумам. Однако людей с очень быстрым темпом речи слушающие все же относят к болтунам. Аудитории больше импонирует оратор со средним темпом говорения: такой темп ассоциируется с логикой, разумной осмотрительностью, деловитостью.

Манера управления речью выступает в трех аспектах: а) манипуляция губами; б) артикуляция; в) ритм. Манипуляция придает речи плавность или наоборот - скачкообразность; артикуляция проявляется в виде напряженности или свободного продуцирования звукового потока; ритм - это размеренное или прыгающее течение речи. Людям нравится плавная, ненапряженная и размеренная речь. Всякая другая манера речи их обычно не привлекает, а речь скачкообразная, напряженная и прыгающая вызывает утомление и, несомненно, отталкивает.

Вокальные данные говорящего также делают свое дело. Так интенсивность (громкая или тихая речь) может свидетельствовать о степени его эмоционального состояния. Нередко высокая степень напряженности (например, негодование) выражается криком, а начальная стадия перехода в напряжение - шепотом. При этом в первом случае высказывание осуществляется на высоких тонах при заглатывании концовок фраз, а во втором - на низких с необычайной растяжкой слов. Так поступают обычно европейцы. На Востоке же делают все наоборот: при раздражении переходят на шепот и отчетливо произносят все звуки, а при легком волнении могут вскрикивать и чрезмерно затягивать концовки.

Как видно, говорящему и здесь есть над чем поразмыслить, если он хочет подать себя с достоинством. При этом не следует забывать и о жестах.

Все жесты делят на пять групп: иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, аффекторы и эмблемы.

Иллюстраторы - это жесты, подкрепляющие сообщение. Среди них прежде всего выделяются указатели, например, «указующий перст», и пиктографы, т.е. картинное изображение предмета сообщения: «Вот такого размера!» или «Вот такая конфигурация!» Очень часто темпераментные ораторы употребляют кинектографы - движение телом. Почти в каждом выступлении встречаются жесты-биты, т.е. различные отмашки, подкрепляющие такт речи. Нередко встречаются также так называемые идеографы, т.е. движения руками, как бы соединяющие отдельные воображаемые предметы вместе.

Жесты-иллюстраторы очень наглядны, поэтому они хорошо фиксируются слушающими. Обычно изобилие таких жестов у говорящего свидетельствует о его возбудимости. Когда оратор, скажем, сильно размахивает руками, ребром ладони режет воздух, качается, наклоняется, выпрямляется и т. д., говорят, что он «разошелся». «Указующий перст» всегда воспринимается негативно, ибо ассоциируется с авторитарными чертами характера. Когда фоторепортеры помещают в прессе фотографии руководителей производства с «указующим» перстом, они тем самым усугубляют его негативный имидж.

Регуляторы - это улыбка, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками. Жесты-регуляторы сигнализируют об отношении говорящего к аудитории. Они могут свидетельствовать о том, что говорящий закончил высказывание мысли и готов выслушать возражения, дополнения, вопросы. Регуляторы в беседе сигнализируют о том, кому следует остановиться, а кому начать говорение. При этом утвердились определенные штампы: ладонь вытянутой руки, обращенная в аудиторию, означает - «Подождите!»; ладонь внизу - «Я сейчас объясню!»;

Ладонь кверху - «Вот как надо!» Набор регуляторов довольно обширный, сюда входят такие движения, как поглаживание волос, прилаживание галстука, подтягивание носков, паузы молчания и т. д. Логически размеренную и спокойную речь обычно характеризует плавное проявление регуляторов. В условиях возбуждения говорящий начинает дергаться, хвататься за галстук, одергивать одежду, теребить волосы и т. д. Такое поведение воспринимается негативно.

Адапторы объединяют три группы специфических движений рук: а) почесывание, подергивание отдельных частей тела; б) касания, пошлепывание слушающих; в) поглаживание, перебирание, перебрасывание каких-то предметов (карандаша, пуговиц, ключей и т. д.). Эти жесты являются в некотором роде привычками, в большинстве своем нежелательными, а иногда и вредными, в связи с этим жесты-адапторы воспринимаются слушающими негативно. Если, скажем, говорящий усердно разъясняет какое-нибудь положение инструкции, а сам теребит пуговицу или мнет в руках книгу, то предмет его разъяснений обычно проходит мимо слушателей.

Эмблемы представляют из себя жесты-заменители слов или даже целых фраз. Примером могут служить сжатые вместе по манере рукопожатия руки: а) сжатые на уровне груди неоднократно потрясаемые в сторону какого-то человека или группы лиц означают «Здравствуйте»; б) сжатые и поднятые над головой означают «До свидания!». Ораторы нередко пользуются такими жестами, стараясь показать свое расположение к аудитории. Однако бывают случаи, когда они попадают впросак, если теми же эмблемами общаются с иностранцами. У американцев, например, сжатые в кистях и поднятые над головой руки означают «Победа!». Кроме того, то же самое значение имеет эмблема в виде двух разведенных пальцев руки по форме «V» (первая буква слова «victory» - победа). Таким образом, эмблемы формируются в социально-культурной среде человеческой общности, а поэтому несут на себе национально-психологический отпечаток. Говорящий должен усвоить себе весьма важную истину: нельзя ошибаться в применении эмблем.

Аффекторы выражают эмоции. Это движения различных частей тела, но в первую очередь, конечно, лицевых мышц человека. В виду особо важной роли, которую играют лицевые мышцы в системе речевого поведения человека, мы остановимся на этой проблеме более подробно. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой «чтения» лица человека.

Искусство «чтения» лица известно с глубокой древности. Оно зафиксировано в литературных памятниках Индии и Китая, подробно описано в трудах мыслителей древности. Психологи потратили много сил и времени, пытаясь найти сходство между чертами лица и характером. Предлагались различные схемы, однако ни одна из них не выдержала научной критики. В настоящее время считается, что по лицу можно лишь судить об эмоциональных переживаниях человека. По выражению лица, пишет известный советский психофизиолог С. Г. Геллерштейн, «мы научаемся читать тончайшие оттенки многих душевных состояний. Даже столкновение противоположных чувств, их борьба и смятение отражаются в характерных внешних признаках и распознаются глазом наблюдателя».

Уже давно экспериментально доказано, что весь спектр эмоциональных переживаний человека отражается на его лице в небольшом количестве экспрессии. Известный исследователь этой проблемы Пол Экман указывает на шесть вполне конкретных систем. Значительно раньше сходную точку зрения высказал Чарльз Дарвин. В настоящее время психологи считают, что концепция Дарвина-Экмана наиболее правильно отражает существо дела. В связи с этим можно вполне обоснованно утверждать, что в арсенале психологии имеется вполне конкретный подход к сущности отражения на лице человека всего спектра его эмоциональных переживаний. Чтобы научиться управлять своим лицом и тем самым оказывать положительное влияние на собеседника, руководитель любого ранга должен иметь об этом конкретные представления.

Арсенал основных человеческих эмоций, которые отражаются на лице, включает удивление, страх, негодование (злость), отвращение, радость и печаль.

Удивление - это кратковременная реакция. Появляется она внезапно. Если есть время подумать о том, что может удивить, то удивление на лице не фиксируется. Стимулы удивления: вид человека, звук, запах, прикосновение, вопрос, идея. Основные проявления:

* 1 - брови вздернуты вверх;

* 2 - на лбу широкие морщины;

* 3 - глаза широко раскрыты, над радужной оболочкой видна белая склера;

* 4 - рот открыт, мышцы ослаблены.

Это контролируемые реакции (П, Ш, IV). Они заметно сдерживаются говорящим, но тем не менее проявляются. Говорящий должен знать, что если он и не желает реагировать на какую-либо информацию или ситуацию, то непроизвольное удивление может подвести его. Слушающие неосознанно делают выводы о том, что говорящий что-то скрывает, что он не совсем искренен.

Страх. Эта эмоция возникает как предвосхищение чего-то очень пагубного для организма и личности.

Основные проявления:

* 1 - брови подняты, растянуты, сведены;

* 2 - появление коротких морщин на лбу;

* 3 - глаза раскрыты, сверху радужных оболочек видна белая склера, нижнее веко сильно наряжено;

* 4 - губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад.

Выражение страха отличается от удивления по четырем позициям: а) при удивлении морщины проходят через весь лоб, при страхе - они короче и концентрируются над переносицей; б) раскрытые глаза напряжены; в) раскрытый рот бесформенно искажен, губы напряжены; г) удивление - мимолетная реакция, а страх - более длительная.

В процессе деятельности говорение - слушание эмоция страха не очень частый гость, она проявляется лишь в исключительных случаях. Но сведения о проявлении страха на лице все же необходимы.

Отвращение - это реакция на неприятные запахи, звуки, прикосновения или восприятия некоторых объектов, в том числе и людей.

Основные проявления:

* 1 - брови опущены;

* 2 - отсутствие морщин на лбу;

* 3 - глаза сужены, почти закрыты;

* 4 - уголки губ опущены. Иногда, как при тошноте, открыт рот;

* 5 - на носу морщины, чем интенсивнее отвращение, тех их больше.

Спектр отвращения очень широк: от едва уловимого наморщивания носа до искажения всего лица в гримасе тошноты. Отвращение к людям в поведении говорящего проявляется в виде презрения. Внешне это выражается путем: а) сжатием губ одной стороны рта и поднятие уголков губ другой (гримаса губ); б) легкое наморщивание носа; в) заметное сужение глазной щели с той стороны, где подняты губы. Подобного рода экспрессии возникают как реакция на вопрос или неприятную критику. Говорящие должны быть бдительны по отношению к тому, чтобы не допустить такую экспрессию. Слушающие улавливают ее мгновенно. Результат ясен: неверие к тому, что докладывается.

Негодование (злость) проявляется на лице говорящего как реакция на поведение слушающих, а также в ответ на нелицеприятный вопрос или критику с их стороны. Экспрессия злости нарастает, когда слушающий как бы отворачивается от говорящего. Основные проявления:

* 1 - брови сужаются, между ними появляются две вертикальные складки. Внешние концы бровей поднимаются;

* 2 - лоб без морщин;

* 3 - глаза суживаются;

* 4 - губы напряженно сжаты. Иногда в гримасе обнажаются зубы.

Злость нередко проявляется на лицах людей, когда они слушают очень длинное, изобилующее повторениями сообщение. Нередко такая реакция формируется у людей, если они чувствуют, что оратор неискренен, т.е. когда имеют место расхождения между тем, что он говорит и что думает. Тут срабатывает механизм внутренней речи говорящего.

Радость переживается как ощущение приятного. У лиц с эгоистической направленностью эта эмоция проявляется в момент осознания своей значимости, т.е. после того, как, например, кто-нибудь с подобострастием скажет: «Ах, как своевременно Ваше сообщение!»

Основные проявления:

* 1 - брови и (2) лоб почти не проявляют участия в формировании экспрессии радости;

* 3 - глаза часто сужаются и блестят;

* 4 - рот растягивается, утолки губ поднимаются кверху. От этого лицо приобретает шарообразность, «расплывается» в стороны.

Радость формирует на лице улыбку, и это положительно воздействует на собеседника (аудиторию). Однако следует помнить, что улыбка бывает искренняя и деланная. Люди всегда распознают деланную улыбку. Чтобы избежать такого рода улыбок, говорящий должен искренне порадоваться вместе со слушающими. Если он будет поступать по-другому, то не сумеет избавиться от дежурной улыбки, что несомненно удалит его от слушающих.

Печаль (горе) чаще всего вызывается какими-то потерями. Она может оставаться на лицах людей от нескольких минут до нескольких дней. Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон: от состояния печали до горя и страдания. Внешние проявления между тем не всегда свидетельствуют о глубине переживаний. Руководителю, вступающему в деловое общение с людьми, нужно очень чутко реагировать на проявление у людей подобного рода эмоций. Основные проявления:

* 1 - брови сдвинуты вместе, внешние концы опущены. Между бровями пролегают небольшие вертикальные складки;

* 2 - на середине лба короткие морщины;

* 3 - глаза слегка прикрыты: нижнее веко поднято, а верхнее образует складку в виде треугольника;

* 4 - уголки рта опущены.

Экспрессии лица - это отражение эмоциональных переживаний. По ним можно судить о том, как человек относится к реальной действительности. Знание системы экспрессии дает в руки руководителю эффективный инструмент диагностики. Но это только одна сторона дела. Другая же состоит в том, что если намеренно создать на своем лице, скажем, экспрессию радости, то через некоторое время (через 10-15 минут) мы действительно начнем радоваться, если печали - печалиться т.д. А это значит, что руководитель становится обладателем методики, которая дает ему возможность сознательно управлять арсеналом своих эмоций.