Беседа "Гигиена. Профилактика инфекционных заболеваний"

Больные с ОРВИ (острыми респираторными вирусными заболеваниями) регистрируются в течение всего года. ОРВИ - группа острых инфекционных заболеваний, характеризующихся поражением у человека различных отделов верхних дыхательных путей (слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов).

С наступлением похолодания происходит рост этих инфекций. Сезонное увеличение больных ОРВИ связано не столько с переохлаждением, сколько с тем, что люди в холодное время года больше находятся в помещении, увеличивая риск заражения. Болеть никому не хочется, поэтому не лишним будет напомнить об основных моментах, предупреждающих заражение этими заболеваниями.

Главные принципы профилактики ОРВИ остаются неизменными и проводятся в двух направлениях, это избегать встречи с вирусами (профилактика инфицирования) и повышение устойчивости организма к вирусам.

Источником ОРВИ являются люди, поэтому жизнь в обществе это постоянный и реальный риск заражения.Если нельзя избежать заражения, то можно уменьшить вероятность заболевания. Для этого не обязательно иметь специальные медицинские знания, а порой достаточно обычной логики и здравого смысла. Возьмем для примера реализацию такого метода профилактики, как ограничение контактов с людьми вообще и с больными в частности. Хотим мы того или нет, но контактировать со множеством людей приходится постоянно: в общественном транспорте, магазине, на работе, в школе, детском саду и т.д. Каждый день мы совершаем выбор. Например, проехать две остановки или пройтись пешком, брать с собой ребенка в супермаркет или нет, проведать больного коллегу со всеми сотрудниками или воздержаться. Что предпочесть, право самого человека. Главное понять, что риск заражения можно значительно уменьшить своими действиями.

Вероятность заболеть при контакте с вирусом во многом связана с такими параметрами, как активность вирусов и концентрация их в воздухе. А это связано с характеристиками воздуха, которым мы дышим. Вирусные частицы часами и сутками сохраняют свою активность в пыльном, сухом, теплом и неподвижном воздухе и практически мгновенно погибают в воздухе чистом, прохладном, влажном и движущемся. Высокую концентрацию вируса в воздухе можно создать исключительно в помещениях. Почему в плохую погоду больше детей заболевают ОРВИ? Совсем не потому, что ветер, дождь и холодно! Просто в плохую погоду дети меньше гуляют и больше общаются между собой в помещениях! Поэтому частое и регулярное проветривание помещений как способ профилактики — эффективнее всех масок и всех лекарств вместе взятых. Проветривать желательно тогда, когда все здоровы, и обязательно — когда хоть кто-нибудь в доме болен.

Теперь немного о поведении больного ОРВИ . В идеале он должен болеть дома. Ещё он должен прикрывать рот и нос платком при кашле, чихании и сморкании, не обниматься и не целоваться, носить маску. Эти рекомендации, казалось бы, настолько общеизвестны, доступны и очевидны, что не нуждаются в подробных обоснованиях.

В осевших на бытовых предметах и высохших каплях слизи, вирусные частицы могут сохранять свою активность несколько дней. Предупредить распространение вирусов контактным путем помогут следующие действия: частая влажная уборка помещений , регулярное протирание с использованием дезинфицирующих растворов предметов общего использованиядверных ручек и т. п, гигиеническая обработка игрушек, частое и тщательное мытье рук.

Если же все же встреча с вирусом состоялась, что будет? Дальнейшее развитие событий определяется состоянием иммунной системы, способностью организма выстоять и не заболеть. Повышение устойчивости организма к вирусам возможно посредством действий в следующих направлениях, это: поддержание работоспособности и активизация общего и местного иммунитета, создание специфического иммунитета (вакцинация), применение иммунотропных средств.

Очень хорошо укрепляют защитные силы организма любые закаливающие процедуры; занятия физической культурой и спортом; употребление в пищу фруктов, овощей; рациональный режим труда и отдыха. Жидкая слизь носа и дыхательных путей — главное оружие местного иммунитета. Пересохло во рту или в носу — иммунитет «отключился»: значит, созданы все условия для того, чтобы заболеть. Для поддержания работоспособности и активизация местного иммунитета нужно: поддерживать оптимальные параметры температуры, влажности воздуха и чистоты в жилых помещениях, гулять на свежем воздухе почаще и в любое время года, пить достаточное количество жидкости, ограничить кормление (особенно детей) в промежутках между приемами пищи.

В настоящее время наиболее эффективной защитой является вакцинация . Но, поскольку ОРВИ — это несколько сотен самых разнообразных вирусов, вакцинация невозможна. Нельзя защититься от всех, но можно создать вакцину от какого-то одного, конкретного вируса, например от гриппа. Современные противогриппозные вакцины в подавляющем большинстве случаев прекрасно переносятся и обладают высокой профилактической эффективностью. Существуют категории людей, которым прививка от гриппа однозначно показана — показана любой ценой. Это люди, для которых болезнь не просто опасная, а смертельно опасная — речь идет о тех, кто уже имеют заболевания, которые могут обостриться на фоне гриппа: хронические болезни дыхательной и сердечно-сосудистой системы, почечная недостаточность, сахарный диабет, иммунодефициты… Вакцинация очень нужна всем, кто старше 65 лет, — вне зависимости от состояния здоровья. Очень важно прививаться заблаговременно — осенью, для выработки иммунитета.

Применение иммунотропных средств. Существует масса препаратов воздействующих на иммунную систему. Условно они подразделяюится на иммуномодуляторы, иммуностимуляторы, иммуннокорректоры.

Иммуномодуляторами, как правило, называют вещества, способные восстанавливать нарушенные функции защитной системы; иммуностимуляторы — средства, усиливающие иммунный ответ; иммунокорректоры — препараты, способные воздействовать не на иммунитет «вообще», а на какой-то строго определенный механизм. Иммунотропные средства, для воздействие на защитную систему организма (особенно у детей) необходимо применять очень обдумано и по назначению врача.

В заключении хотелось бы напомнить, чтобы не болеть о своем здоровье нужно заботиться не только при угрозе заражения, а ежедневно и постоянно.

Тема: Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: презентация «Инфекционные заболевания», шарики, плакат «Чтобы быть здоровым», картинки к загадкам, маска, клубок ниток.

Ход классного часа:

1. Игра «Пожелания» Слайд 1

Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра- соревнование «Кто больше?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2

Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Слайд 3

1.Почва

2.Вода

3.Растения

4.Дикие и домашние животные

5.Воздух

6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.

Виды инфекционных заболеваний:

    Кишечная инфекция – дизентерия, брюшной тиф, холера и пр.;

    Кровяные инфекционные болезни- малярия, жёлтая лихорадка (переносчики комары); сыпной тиф (вши); клещевой энцефалит (клещи); чума, блошиный тиф (блохи).

    Чесотка, грибковые заболевания кожи;

Слайд 4 выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:

    Пищевой

    Водный

    Воздушно-капельный

    Контактно-бытовой

    Через передатчиков

Слайд 5-6 Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается

    температурой,

    ознобом,

    головной болью,

    иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Слайд 7 -8- Профилактика инфекционных заболеваний

ФИЗМИНУТКА

    Грипп

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Грипп».

У меня печальный вид,- Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое?...Это грипп!

Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу!.. Слайд 9

Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

«Симптомы гриппа» Слайд 10

    Высокая температура;

    Озноб и слабость;

    Боль и ломота во всем теле;

    Кашель;

    Головная боль;

    Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

«Пути передачи инфекции»

Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.

(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)

«Профилактика»

    Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

    Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

Прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

Избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

Соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

Избегать тесных контактов с больными людьми;

Ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

    Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

    Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни : см. плакат «Чтобы быть здоровым»

Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет... (Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий...(Ананас)

7.Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

8. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

- Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!

Рефлексия. Упражнение «Клубок» Слайд 11

Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
1. Учение об инфекции и инфекционном процессе
3. Формирование иммунитета
болезнь инфекционный иммунитет вакцинация
1. Инфекционные болезни - группа заболеваний, вызываемых патогенными или условно-патогенными микроорганизмами, характеризующихся цикличностью процесса и формированием специфического иммунитета.
Инфекционный процесс является результатом взаимодействия микро- и макроорганизмов в условиях влияния внешней среды. Если в результате такого взаимодействия развивается патологический процесс с определенными клиническими симптомами, это значит, что возникло инфекционное заболевание.

Причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм патогенного возбудителя. Заражение вызывает развитие инфекционного процесса, который не всегда приводит к развитию болезни. Огромное значение в возникновении и течении инфекционной болезни имеют следующие факторы: социально-экономические (питание, условия жизни и труда, организация лечебной помощи), возрастной, климатические, состояние иммунной системы. Инфекционные болезни имеют ряд особенностей: контагиозность (заразность), специфичность (каждое инфекционное заболевание вызывается определенным возбудителем, имеет характерные черты клиники), цикличность, т.е. наличие определенных периодов (циклов) течения заболевания: инкубационного, продромального, разгара болезни, угасания, периода выздоровления, выработки в организме иммунитета после перенесенного заболевания.

Например, токсин столбняка, поражает мотонейроны передних рогов спинного мозга, токсины дифтерийной палочки - эпителиальные клетки, клетки мышцы сердца. Поскольку экзотоксины представляют собой белки, то они при воздействии высокой температуры разрушаются. Это используется в профилактике ботулизма. Если консервированные грибы предположительно содержат ботулотоксин, то такие грибы кипятят, при этом ботулиновый экзотоксин разрушается и продукт можно употреблять в пищу. При определенной обработки экзотоксины могут терять токсические свойства, но сохранять иммуногенные (способность при введении в организм вырабатывать антитела - антитоксины). Обезвреженные препараты токсинов называют антитоксинами и используют при иммунизации против дифтерии, столбняка и др.

Эндотоксины продуцируются грамотрицательными бактериями, чаще образуются при разрушении клетки, имеют липополисахаридную природу, они термостабильны. Эндотоксины не имеют выраженной специфичности, под их воздействием активизируются неспецифические факторы иммунитета и развиваются симптомы интоксикации (слабость, тошнота, головная боль, боли в мышцах и пояснице), а также повышается температура.

Взаимодействие микро- и макроорганизмов далеко не всегда завершается развитием болезни. В случаях, когда при таком взаимодействии патологический процесс не развивается, клинические симптомы заболевания отсутствуют, а возбудитель находится в организме, говорят о здоровом носительстве.

Микробы в организм проникают различными путями: через кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути, пищеварительный тракт. Место внедрения микроба носит название «входные ворота». Из места первоначального внедрения микробы распространяются по всему организму. Из организма больного они выделяются также различными путями - с испражнениями, мочой, мокротой.

По длительности выделения возбудителя различают острое и хроническое носительство. При некоторых заболеваниях наблюдается склонность к формированию носительства (брюшной тиф, сальмонеллез, дизентерия, дифтерия), при других заболеваниях эта форма отсутствует (оспа, чума, грипп, сап). Поскольку носители возбудителя болезни чаще всего не знают о выделении ими болезнетворных микробов в окружающую среду и поэтому не соблюдают необходимого санитарного режима, их опасность для окружающих превышает опасность, которую представляют собой заболевшие с наличием клинических симптомов болезни. Массированное выделение возбудителей начинается с конца инкубационного периода, достигает максимума в период разгара болезни и уменьшается в период выздоровления. В большинстве случаев выделение бактерий продолжается не более трех месяцев (острое бактерионостельство), но иногда сохраняется на всю жизнь (хроническое бактерионостельство). Хронические бактериовыделители и больные, страдающие стертыми и легкими формами заболевания, являются основными источниками инфекции.

Многие инфекционные болезни способны принимать массовый характер и распространяться на целые области. Они носят название эпидемий. Если эпидемия выходит за пределы страны и охватывает обширные территории, ее называют пандемией; типичной пандемией в последние десятилетия является грипп. Единичные случаи заразных болезней, повторяющиеся из года в год в какой-то отдельной, ограниченной местности, называются эндемией. Инфекции, передающиеся от животных к человеку, называются зоонозами.

Актуальность борьбы с инфекционными болезнями и ее сложность послужили поводом, к выделению самостоятельной науки - эпидемиологии, в задачу которой входит выявление источников инфекции, изучение механизмов заражения, закономерностей возникновения и путей распространения и угасания массовых эпидемических заболеваний, а также разработка мер по борьбе с ними.

2. Особенности инфекционных болезней

Кроме основного признака заразных заболеваний - способности передаваться от больных людей к здоровым - есть особенности в возникновении и течении этих заболеваний. Они, как правило, являются остролихорадочными, протекают с повышением температуры тела и отличаются циклическим ходом болезни с выраженными отдельными периодами.

Первый, скрытый, или инкубационный, период заболевания начинается с момента внедрения в организм возбудителя до появления у больного первых клинических симптомов заболевания. Он охватывает время, необходимое для размножения микробов и появления у них способности оказывать болезнетворное действие. Продолжительность этого периода при разных болезнях различная. Например, при холере - несколько часов, при гриппе - в среднем 2 дня, при дифтерии - 5 дней, при столбняке -7-10 дней, при сыпном тифе - 14 дней и т.д. Если микробы проникают в организм в большом количестве или обладают высокой вирулентностью (токсигенные свойства), инкубационный период может быть более коротким. Тоже происходит, когда человек ослаблен и его организм не оказывает должного сопротивления инфекции. При ряде инфекций, например, кори, дифтерии, уже в первом периоде человек становится опасным для окружающих.

Второй, так называемый продромальный период, являющийся периодом предвестников болезни, характеризуется появлением первых неспецифических симптомов (недомогание, общая слабость, головная боль, потеря аппетита, часто, повышение температуры). Он длится от нескольких часов (скарлатина, чума) до нескольких дней (оспа, корь, брюшной тиф). При некоторых формах заболевания продромальный период может отсутствовать

Далее наступает третий период - период разгара заболевания. Для него свойственны максимально выраженные неспецифические симптомы, а также появление специфических симптомов, характерных только для данного заболевания (желтуха при вирусном гепатите, диарея при холере и т.д.). Продолжительность периода зависит от особенностей той или иной болезни.

Наконец, если больной справился с болезнью, наступает четвертый период - период выздоровления. Постепенно исчезают все клинические симптомы, восстанавливается структура и функции пораженных органов. В одних случаях симптомы болезни исчезают постепенно, в других быстро - по типу кризиса.

Инфекционные болезни по течению принято делить на типичные и атипичные формы заболевания. Атипичными формами называют формы болезни, протекающие с отсутствием ряда типичных симптомов. Среди атипичных форм выделяются стертые и инаппаратные (субклинические) формы. Инаппаратная форма - это форма болезни, которая клинически не проявляется, а диагностируется лабораторными исследованиями. Суперинфекцией называется наслоение возбудителя иного вида инфекции на уже имеющееся инфекционное заболевание. Реинфекция - это повторное инфекционное заболевание, вызванное тем же возбудителем. Обострение - возврат симптомов разгара болезни у еще не полностью выздоровевшего больного. Рецидив - возврат основных симптомов болезни у человека, находящегося в стадии полного выздоровления от инфекционного заболевания.

По длительности течение инфекционной болезни может быть острым (от 1 до 3 месяцев), затяжным (от 4 до 6 месяцев) и хроническим (свыше 6 месяцев). В зависимости от путей и способов передачи инфекции и локализации инфекционного процесса инфекционные болезни делятся на 5 групп: 1) кишечные инфекции; 2) воздушно-капельные инфекции (инфекции дыхательных путей); 3) кровяные инфекции (гематогенные) инфекции; 4) инфекции наружных покровов; 5) зоонозные инфекции (передающиеся от животных к человеку).

3. Формирование иммунитета

В процессе развития инфекционного заболевания у человека формируется специфический иммунитет.

Иммунитет - одна из форм защиты организма от веществ или других организмов, обладающих генетической чужеродностью.

Генетическая чужеродность или антигенность, в конечном итоге обусловленна биохимическими особенностями воздействующего фактора (антигена) и всегда вызывает образование в организме особых белков (антител), связывающих и нейтрализующих действие антигена. Антигенными свойствами обладают вирусы, бактерии, многие простейшие, гельминты и другие возбудители болезней, вырабатывающие в процессе своей жизнедеятельности вещества, вредные для организма, в который они попадают. Антигенность свойственна и различным клеткам организма-хозяина в том случае, когда эти клетки перерождаются (например, при раке клетки опухоли генетически отличаются от клеток соседней ткани).

Иммунитет подразделяется на неспецифический и специфический. Неспецифический иммунитет (неспецифическая резистентность) - система мер защит от патогенов, которая не зависит от вида патогена и имеет однотипный характер, независимо от типа возбудителя. К барьерам неспецифической резистентности относят: состояние нейроэндокринной системы, температурную реакцию. Целостность кожи и слизистых, перистальтику, нормальную микрофлору кожи и слизистых оболочек, кислотность желудочного сока.

При повреждении барьеров неспецифического иммунитета снижается сопротивляемость организма по отношению к патогенам. Так, у больных хроническим гастритом резко возрастает возможность инфицирования кишечными инфекциями. Высока вероятность развития сепсиса у больного с обширными ожогами. Пациент, находящийся на лечении в стационаре, подвергается различным манипуляциям и инъекциям. В этих случаях при несоблюдении правил асептики и антисептики возникают условия для внутрибольничного инфицирования, чему способствует также снижение неспецифической защиты вследствие повреждения механического барьера (нарушения целостности кожи).

Под воздействием патогена, одновременно с неспецифическим иммунитетом, развивается специфический иммунитет, который подразделяют на клеточный и гуморальный.

Гуморальный иммунитет опосредован В-лимфоцитами, и итогом его действия является выработка специфических антител. Цель продукции антител - образование комплекса «антиген-антитело», который впоследствии разрушается. Таким образом возбудитель выводится из организма.

Параллельно со специфическим гуморальным иммунитетом развивается клеточный. Клеточный иммунитет опосредован Т-лимфоцитами, которые имеют различную специфичность.

Иммунитет может быть врожденным, полученным от матери. Врожденный иммунитет (видовой, наследственный, естественный, конституциональный иммунитет) присущ тому или другому виду животного и передается по наследству, как и другие генетические признаки. Так, люди невосприимчивы к чуме рогатого скота, собак, в свою очередь животные невосприимчивы к возбудителю кори, менингита и некоторым другим болезням, которыми болеют люди.

Существует различная выраженность врожденного иммунитета - от абсолютной резистентности к какому-либо микроорганизму, что наблюдается редко, до относительной невосприимчивости, которая может быть преодолена в результате различных воздействий (увеличение дозы заражающего агента, общее ослабление организма, например, при понижении температуры).

Приобретенный иммунитет возникает в результате приобретенной инфекционной болезни или после вакцинации и по наследству не передается. Одна из главных особенностей приобретенного иммунитета - его строгая специфичность: он вырабатывается лишь к определенному микроорганизму (антигену), попавшему или введенному в организм.

Различают активно и пассивно приобретенный иммунитет. Активный приобретенный иммунитет может возникать в результате перенесения заболевания или путем вакцинации. Активно приобретенный иммунитет устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго - годами или десятками лет. Например, после кори остается пожизненно. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретенный иммунитет сохраняется недолго.

Пассивно приобретенный иммунитет возникает у плода вследствие того, что он получает антитела от матери через плаценту, поэтому новорожденные остаются в течение определенного времени невосприимчивы к некоторым инфекционным заболеваниям, например, кори. Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан и искусственно, путем введения в организм антител, полученных от переболевших либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретенный иммунитет устанавливается быстро - через несколько часов после введения иммуноглобулина и сохраняется непродолжительное время (в течение 3-4 недель).

Таким образом, совместное действие неспецифической резистентности, специфического гуморального и клеточного иммунитета направлено на защиту организма от возбудителей инфекционных заболеваний, и даже в случае развития болезни обеспечивает цикличность ее течения с выздоровлением.

Однако иногда в процессе развития иммунитета развиваются и иммунопатологические реакции, и тогда иммунитет вместо функции защиты несет функцию повреждения.

Одним из вариантов подобных иммунопатологических состояний является развитие аллергии.

4. Условия развития инфекционных заболеваний

Для возникновения того или иного инфекционного заболевания одного проникновения в организм возбудителя данной болезни недостаточно. Также недостаточно наличие нескольких больных, чтобы развилась эпидемия. В том и другом случае необходимо сочетание ряда внешних и внутренних факторов, которые могут способствовать возникновению и развитию эпидемических заболеваний.

Эпидемический процесс включает в себя следующие звенья:

1. Источник инфекции.

2. Механизмы передачи возбудителей.

3. Восприимчивость населения (группы риска в отношении определенного инфекционного заболевания).

Источник инфекции. Источником инфекции в большинстве случаев является человек, больной стертой или типичной формой инфекционного заболевания, или бактерионоситель. Возбудитель может выделяться при кашле, так называемых воздушно-капельных инфекциях (грипп, ОРВИ). При кишечных инфекциях возбудитель выделяется при дефекации с фекалиями. При некоторых так называемых кровяных инфекциях (сыпной тиф) возбудитель находится в крови и передается кровососущими насекомыми и членистоногими. Инфекционные заболевания, которые распространяются только среди людей, называют антропонозными. В тех случаях, когда источником заболевания является больное животное и заразное начало передается от него к человеку, речь идет о зоонозном или о зооантропонозном инфекционном заболевании.

При зоонозных инфекционных заболеваниях животное иногда является единственным источником инфекции, при других инфекциях (чума) источником может быть человек и животное. Человек инфицируется животным как при прямом контакте (укус бешенного животного, ручное отделение плаценты при бруцеллезе), так и опосредованно (через употребление в пищу инфицированных продуктов: мясо, молоко). Заболеваемость зоонозами, естественно, больше распространена среди жителей сельской местности; городское население может инфицироваться при употреблении в пищу продуктов животного происхождения. Источником или резервуаром, инфекции могут быть не только домашние животные, но и дикие животные (кабаны при трихинеллезе) и грызуны (крысы, мыши, суслики и др.).

В организме человека возбудитель размножается в различных органах и системах: а) пищеварительном тракте; б) органах дыхания; в) печени; г) кровеносной системе и селезенке; д) почках; е) коже и ее придатках, включая слизистые оболочки. После того, как возбудитель выделился во внешнюю среду (почва, вода, воздух), имеют значение сроки пребывания и способность существования в ней. На многих возбудителей губительно действуют солнечные лучи, высушивание. Другие довольно устойчивы во внешней среде (вирус гепатита В), особенно имеющие споры (возбудитель столбняка, ботулизма и др.).

Очень быстро, в течении нескольких минут, погибают возбудители гриппа, менингококковой инфекции, гонореи. Другие микроорганизмы. Приспособились выживать вне организма. Возбудители сибирской язвы, столбняка и ботулизма образуют споры и могут сохраняться в почве десятилетиями. В пищевых продуктах. Например, молоке, возбудители многих инфекционных болезней живут длительное время и даже размножаются. Степень устойчивости возбудителя во внешней среде имеет большое значение в эпидемиологии, в частности при выборе и разработке комплекса противоэпидемических мероприятий. В передаче заразного начала участвуют различные факторы внешней среды (вода, воздух, почва, пищевые продукты, предметы быта, насекомые), которые определяют пути передачи инфекции.

Контактным путем передача происходит при соприкосновении больного со здоровым. Контакт может быть прямым при непосредственном соприкосновении с больным или его выделениями и непрямым, опосредованным, через предметы домашнего обихода (игрушки, посуда и др.) и производственного назначения.

Пищевым путем передаются чаще всего кишечные инфекции. Больные или бактерионосители инфицируют пищевые продукты различным образом. Особое значение имеет загрязнение возбудителями рук, а затем внесение инфекции через пищу в организм, поэтому кишечные инфекции называются «болезнями грязных рук». Распространение инфекций в настоящее время чаще всего происходит через молоко и молочные продукты, мясо, полученные от животных, больных зоонозами. Необходимо отметить, что пищевые продукты могут служить питательной средой для накопления и размножения микробов (сальмонеллы, дизентерийной палочки и др.).

Роль мух в распространении инфекционных болезней в наше время незначительна. Некоторые авторы в передаче кишечных инфекций придают значение тараканам.

Водный путь передачи инфекционных болезней характерен при кишечных заболеваниях (холера, брюшной тиф, дизентерия, сальмонеллез и др.), когда фекалиями загрязняются водные источники. Тогда человек заболевает, употребляя в пищу сырую воду или купаясь в загрязненных патогенами источниках.

Воздушным путем передаются инфекции, возбудители которых локализуются в дыхательных путях (менингококковая инфекция, грипп, ОРВИ, чума и др.). Эти инфекции формируют воздушно-капельный путь передачи, а при инфекциях, возбудители которых устойчивы к выслушиванию (сибирская язва, туляремия и др.), возможен путь передачи с частицами пыли - воздушно-пылевой.

Трансмиссивный путь передачи действует, когда инфекционное начало распространяется кровососущими насекомыми и членистоногими. При этом одни насекомые являются механическими переносчиками инфекции (мухи, тараканы), другие - промежуточным хозяином, так как в их организме идет размножение и накопление возбудителя (вши при сыпном тифе, клещи - при энцефалите, комары - при малярии).

Восприимчивость населения. Восприимчивость - свойство организма и его тканей быть оптимальной средой для развития и размножения микробов. Является третьим и очень важным звеном эпидемической цепочки. Восприимчивость к инфекционным заболеваниям у различных групп населения различна. К особо опасным вирусам и вирусам гриппа она высокая, при других инфекциях - ниже. Особо опасными инфекциями являются так же заболевания, при которых наблюдается высокая заболеваемость человека, т.е. из 100 общающихся с больным заболевают 98% (холера, чума).В характере восприимчивости большую роль играют социальные факторы, возраст, питание, состояние естественного и искусственного иммунитета.

Эпидемический очаг - местонахождения источника инфекции с окружающей его территорией, в пределах которой возможна передача заразного начала. Чередование ряда эпидемических очагов, возникающих один из другого и связанных между собой, создает эпидемический процесс. Заболеваемость определяется количеством случаев заболевания данной инфекцией на 100 тысяч человек населения. Эпидемией называют значительные увеличения заболеваемости в данной местности (в 3-10 раз более обычного уровня).

На развитие эпидемического процесса оказывают влияние природные условия. Для определенных инфекционных заболеваний большую роль играют природные резервуары инфекции, вызванные распространением на данной территории грызунов, клещей и других членистоногих, инфицированных возбудителем (бактерией или вирусом). Такие заболевания называются эндемическими (клещевые энцефалиты, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Большое значение в развитии эпидемического процесса имеют социальные условия жизни людей (наличие и состояние канализации. водопровода), а также другие социальные факторы: осушение болот, благоустройство населенных пунктов, культурные навыки и санитарная культура населения.

Таким образом, эпидемический процесс может развиваться лишь при наличии трех факторов: источника инфекции, механизма ее передачи и восприимчивости организма. Воздействуя на эти звенья, можно предупреждать и даже ликвидировать уже возникший эпидемический процесс.

5. Борьба с инфекционными заболеваниями

Среди противоэпидемических мероприятий следует выделить общесанитарные: санитарный контроль за водоснабжением и пищевыми мероприятиями, очистка населенных мест, соблюдение правил личной гигиены, санпросветработа, своевременное выявление источников инфекции. Сюда же относятся меры, направленные на оздоровление труда и быта и укрепление здоровья населения, рациональное питание, закаливание, использование физической культуры и спорта как неспецифических факторов повышения иммунитета, правильный режим труда и отдыха

Вторую группу составляют профилактические мероприятия, направленные на предупреждение массового распространения тех или иных инфекций путем предохранительных прививок.

В третью группу входят специальные противоэпидемические мероприятия, предусматривающие особые меры борьбы с возбудителями отдельных заболеваний на путях их передачи здоровым людям и т.д.

Мероприятия по обезвреживанию источников инфекции. Борьба с источником инфекции начинается сразу же при возникновении подозрения на инфекционное заболевание или после установления диагноза. При этом распространение болезни в возможно ранние сроки является первостепенной задачей, так как позволяет своевременно принять соответствующие противоэпидемические меры. В первую очередь необходимо выявить инфекционного больного, изолировать его на весь период, опасный в эпидемическом отношении, и оказать необходимую терапевтическую помощь. В большинстве случаев больных госпитализируют в инфекционные отделения или больницы, и только при некоторых инфекционных болезнях (скарлатина, корь, грипп, иногда дизентерия) допускается изоляция в домашних условиях. При этом больного помещают в отдельную комнату, дезинфицируют его выделения. Инфекционным больным категорически запрещено посещать общественные места, в том числе амбулаторию и поликлинику. Инфекционных больных необходимо перевозить специальным транспортом, после чего машина подвергается обработке (дезинфекции, дезинсекции).

Уже в момент госпитализации с целью борьбы с возможными внутрибольничными заражениями обеспечивается строгое разделение больных по нозологическим формам заболевания с учетом механизма передачи инфекции. При выписке инфекционных больных учитывают не только клинические, но и эпидемиологические данные. При некоторых заболеваниях (брюшной тиф, дизентерия) больных выписывают только после отрицательных результатов бактериологических исследований. При других инфекционных болезнях (грипп) необходимо соблюдение определенного срока, после которого больной уже не опасен для окружающих.

Мероприятия в отношении бакктерионосителей сводятся к их обнаружению и, по возможности, к изоляции. Выявляют бактерионосителей путем бактериологических исследований, проводимых среди лиц, соприкасающихся с больным, его выделениями или предметами обихода, а также при массовых исследованиях населения (например, в очагах холеры). Обязательно обследуют всех поступающих на работу на пищевые предприятия, в детские учреждения, больницы, санатории, дома отдыха. Бактерионосителей отстраняют от работы на время носительства или даже навсегда. Бактерионосителям следует объяснять, какую опасность они представляют для окружающих. Как и почему им необходимо соблюдать строгий гигиенический режим.

Мероприятия в отношении животных - источников инфекции сводятся в опасных случаях к их уничтожению. В иных случаях работники устанавливают карантин и проводят соответствующее лечение животных.

В очаге инфекционного заболевания все, кто имел контакт с больным, подлежат наблюдению, иногда у них берут материал для бактериологических исследований, выявляя таким образом бакттерионосителей. Сроки наблюдения устанавливаются эпидемиологом в зависимости от максимальной продолжительности инкубационного периода данной болезни. При ряде заболеваний (чума, холера. оспа) лиц, общавшихся с больным, полностью изолируют в специальных отделениях, устанавливают за ними медицинское наблюдение. Лицам. Которые уже подверглись заражению или находились в очаге инфекции, вводят препараты, содержащие готовые антитела (иммунные сыворотки, гамма-глобулины, бактериофаги).

Дезинфекция. Предусматривает обезвреживание и уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей среде, а также переносчиков этих болезней (насекомых и грызунов). Включает собственно дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию.

Когда речь идет о собственно дезинфекции, различают профилактическую, текущую и заключительную дезинфекцию.

Текущая дезинфекция проводится непрерывно вокруг больного в очаге инфекционного заболевания. Дезинфекции подвергаются выделения больного, предметы обихода, его белье и одежда.

Текущая дезинфекция играет значительную роль при кишечных инфекционных заболеваниях. Целью текущей дезинфекции является снижение обсемененности патогенными микроорганизмами объектов, окружающих больного. При воздушно-капельных инфекциях эффективным способом дезинфекции является ультрафиолетовое облучение кварцевыми лампами помещений и палат, влажная уборка помещений, где находится больной.

Заключительная дезинфекция проводится однократно в очаге после госпитализации больного в стационаре после выздоровления или смерти больного.
Профилактическая дезинфекция осуществляется для того, чтобы предупредить появление и распространение инфекционных заболеваний (например, кипячение воды). При любых видах дезинфекций применяют физические, химические и биологические их способы.

Физические способы дезинфекция наиболее просты и доступны. Распространенным способом является механическое удаление инфекционного начала путем мытья, чистки, вытряхивания, фильтрации, вентиляции и т.д. Эффективно двух- и трехкратное мытье стен гидрокарбонатом натрия или иными моющими средствами. Бактерицидным действием обладают ультрафиолетовые лучи и специальные бактерицидные лампы.

Хороший эффект дает при дезинфекции использование высокой температуры, в том числе прокаливание в пламени предметов (обеззараживание петли в микробиологической практике, пинцетов и скальпелей). Трупы погибших больных животных и малоценные предметы, которыми пользуется заразный больной, следует сжигать.

Следующим способом дезинфекции является кипячение. Хирургические инструменты, щетки, посуда обрабатываются в кипящей воде с добавлением 1-2% раствора гидрокарбоната натрия. При невозможности обеззараживания кипячением посуду обрабатывают химическим способом. Зараженное белье можно предварительно вымачивать в течении 6-12 часов в воде, к которой добавляют 0,5-1%-ный раствор кальцинированной соды, и кипятить в течении 1-1,5 часа. Дезинфекция паровоздушной смесью осуществляется в специальных дезинфекционных камерах. Обработка в них проводится как при нормальном, так и при повышенном атмосферном давлении. В паровых камерах нельзя дезинфицировать меховые, кожаные и некоторые цветные вещи из-за возможности порчи.

Химические способы дезинфекции являются наиболее распространенными. Для дезинфекции в этих случаях применяются различные химические вещества: фенол, спирты, щелочи и кислоты, хлорамин, хлорная известь и др.

Необходимы определенные условия, обеспечивающие химическое обеззараживание: 1) применение дезинфицирующих средств в жидкой форме (в виде растворов или эмульсий), 2) использование оптимальных концентраций дезинфицирующих средств в жидкой форме, 3) наличие нужного количества дезинфицирующих средств для обработки объекта, 4) выдерживание времени действия (экспозиции) дезинфицирующих веществ.

Водные дезинфицирующие растворы лучше всего воздействуют на клетку возбудителя. Сухая хлорная известь используется для обеззараживания испражнений больных (на 1 литр обеззараживаемых испражнений больных требуется 200мл хлорной извести). При различных инфекциях используют разную экспозицию: при кишечных инфекциях, вирусном гепатите, брюшном тифе -60 минут, при сибирской язве и чуме -120 минут.

Хлорная известь плохо растворяется в воде, поэтому из нее готовят рабочие растворы в виде 10-20%-ного хлорно-известкового «молока». Им обеззараживают посуду для выделений (плевательницу, горшки, подкладные судна и др.) с экспозицией при большинстве инфекций 30 минут. Для обработки посуды и других предметов используется 1%-ный раствор хлорамина (хлорамин содержит 28% активного хлора и хорошо растворяется в воде с экспозицией в 30 минут).

Для дезинфекции белья, обработки стен, пола используется 3-10%-ный мыльно-фенольный раствор лизола. Его применяют в теплом виде. Поверхности предметов обрабатываются путем протирания, мытья или распыления химических дезинфицирующих веществ.

Дезинсекция входит в понятие дезинфекции и заключается в уничтожении насекомых. Большое значение отводится бытовой дезинсекции, при этом планово и постоянно уничтожаются насекомые в помещениях. Дезинсекция, как и дезинфекция, проводится физическими, химическими и биологическими способами.

Физическая дезинсекция осуществляется с помощью механической чистки вещей щетками, выколачиванием, отсасыванием пылесосом, уничтожением малоценных предметов. Биологические методы применяются при малярии разведением в водоемах рыбы гамбузии, которая поедает личинок комара. Химические способы дезинфекции основываются на способности некоторых инсектицидов оказывать губительное влияние на членистоногих. Некоторые инсектициды применяются в газообразном или парообразном состоянии, и проникает в организм через дыхательные пути. Другие проявляют свое действие в кишечнике членистоногих. Контактные инсектициды проникают в организм насекомых через наружные покровы. Некоторые из инсектицидов ядовиты для человека, а также уничтожают наряду с вредителями и полезных насекомых.

Как средства индивидуальной защиты применяют репелленты - вещества, отпугивающие кровососущих членистоногих. Они входят в состав мазей, кремов, лосьонов. Применение репеллентов снижает риск заболевания трансмиссивными инфекциями.

Дератизация - уничтожение грызунов. Цель ее- не только прерывание путей передачи инфекционных заболеваний, но так же ликвидация, устранение источников или резервуаров ряда заболеваний. В результате создаются условия, неблагоприятные для существования грызунов. Для дератизации используют те же способы, что и для дезинфекции.

Для химической борьбы с грызунами применяют приманки, яды. Их закладываю вблизи отверстий нор. Биологические способы - содержание кошек и других животных - известны издревле. Механические способы - использовании крысоловок, мышеловок, капканов.

Мероприятия по повышению невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям сводятся к пропаганде в обществе здорового образа жизни и формированию соответствующих стереотипов поведения. Созданию индивидуальной невосприимчивости населения служат профилактические прививки.

Профилактика инфекционных заболеваний и борьба с ними включает ряд мероприятий, направленных на устранение источников инфекции, ликвидацию механизмов их передачи, на повышение реактивности (защитных свойств организма) восприимчивого к инфекции населения. Эти мероприятия сводятся к своевременной госпитализации и лечению инфекционных больных (ведущий источник инфекционного процесса) в стационар. Мероприятия по дезинфекции снижают возможности распространения инфекции. При некоторых «кровяных» инфекциях, таких как сыпной тиф, важным мероприятием является борьба со вшивостью (дезинсекция), этим самым прерывается цепь в передаче инфекции: человек-вошь-человек.

Предупреждению распространения инфекции способствуют такие мероприятия как карантин и обсервация. Карантин - комплекс ограничительных медико-санитарных и административных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения карантинных инфекционных болезней (чумы, холеры и др.). Карантину могут подвергаться как отдельные лица, семьи, организованные коллективы (детский сад, школа, корабль и т.д.). Во время карантина проводятся санитарно-эпидемические мероприятия, применяемые при инфекции, по поводу которой он был объявлен. При этом запрещается передвижение за пределы карантинной зоны лиц и групп населения без предварительной обсервации.

Срок окончания карантина исчисляется с момента изоляции последнего больного и заключительной дезинфекции, после чего он продолжается еще максимальное время инкубационного (скрытого) периода: при чуме -6 суток, при холере -5 суток.

Термин карантин часто неправомерно употребляют также для обозначения ограничительных противоэпидемических мероприятий в больницах, детских садах и т.п. при распространении гриппа, кори и т.д.

Обсервация - медицинское наблюдение за изолированными в специально приспособленных помещениях здоровыми людьми, общавшимися с больными карантинными инфекциями (чума, холера), или лицами, выезжающими за пределы зоны карантина до окончания его срока. В случае необходимости обсервация может проводиться и при других инфекционных болезнях. Продолжительность обсервации определяется максимальной длительностью скрытого периода заболевания, по поводу которой она проводится.

6. Вакцинация как метод создания искусственного активного иммунитета

Для повышения реактивности организма к инфекционным заболеваниям, важное значение имеют прививки (вакцинация) населения. Вакцинация - введение в организм вакцины - метод, применяемый для создания искусственного активного иммунитета.

Вакцины - препараты, получаемые из микробов, вирусов и продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с профилактической и лечебной целью. Вакцины подразделяются на живые, убитые, анатоксины и химические. Для приготовления живых вакцин используют штаммы патогенных микробов с ослабленной вирулентностью, т.е. лишенных возможности вызвать заболевание, но сохраняющих свойства размножаться в организме вакцинированных и вызывать доброкачественный вакцинальный процесс (БЦЖ - вакцина против туберкулеза, противобруцеллезная вакцина, против вирусного гепатита А и др.). Живые вакцины дают стойкий иммунитет. Методы введения таких вакцин разнообразны: подкожный (большинство вакцин), накожный или внутрикожный (вакцина против туляремии, БЦЖ и др.), энтеральный (БЦЖ), комбинированный (БЦЖ, против бруцеллеза).

Убитые вакцины получают путем нагревания бактерий и вирусов, другим физическими воздействиями (фенолом, спиртовыми растворами, формалином). Убитые вакцины чаще всего вводятся подкожно или внутримышечно (против кишечных инфекций, коклюша, лечебная вакцина против бруцеллеза). Химические вакцины готовятся путем извлечения из микробных тел основных антигенов, обладающих иммуногенными свойствами (поливакцина - комплексный препарат для иммунизации против тифопаратифозной инфекции, дизентерии, холеры и столбняка, а также иммуноген против дизентерии).

Анатоксин - обезвреженный токсин, способный, однако, вызывать активный анатоксический иммунитет. Примером может служить вакцина против дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС - содержит два анатоксина и убитую вакцину против коклюша).

Помимо вакцин для специфической экстренной профилактики и лечения применяются иммуноглобулины. Они содержат в концентрированном виде антитела, которые стимулируют неспецифическую резистентность организма.

Антитоксические специфические сыворотки получают из крови лошадей, которых предварительно гипериммунизируют специфическими ослабленными токсинами.

Первая вакцинация проводится с целью профилактики инфекционных заболеваний и по эпидемическим показаниям в очаге инфекционного заболевания. Принятая схема прививок начинается в роддоме. Новорожденным вводят вакцину БЦЖ против туберкулеза, затем проводится ревакцинация: в 2 года, в 7 лет и каждые 3-4 года до 16 лет. С трехмесячного возраста ребенку делают прививку АКДС трехкратно, с интервалами в 30-40 дней, а затем - ревакцинация через 6-9 месяцев. Следующий этап - возрастная ревакцинация каждые 3-4 года. Для взрослых - ДС каждые 5 лет.

Немаловажное значение в профилактике инфекционных заболеваний имеют прививки, проводимые по эпидемиологическим показаниям (против столбняка, холеры, чумы, клещевого энцефалита).

Результат искусственной иммунизации зависит не только от качества бактериальных препаратов, но также от правильного подбора контингентов населения, подлежащих прививкам, от соблюдения сроков иммунизации и дозировки препарата.

Основная литература

1. Баран В.М., Ключарева А.А., Карпов И.А., Хамицкая А.М. Инфекционные болезни с основами эпидемиологии: Уч. пособ. для медучилищ. - Минск: «Унiверсiтэцкае», 1998.

2. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. - М.: Мастерство, 2002.

Дополнительная литература

1. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учебник для институтов физической культуры и спорта. - М.: «Физкультура и спорт», 1979.

2. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний: Уч. пособ. для педучилищ. - М.: Просвещение, 1993.

3. Основы медицинских знаний. /Под ред. М.И. Гоголева: Проб. уч. пособ. для сред. уч. завед. - М.: Просвещение, 1991.

4. Справочник медицинской сестра по уходу. / Под ред. Н.Р. Палеева. -М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999.

5. Первая медицинская помощь. Полный справочник. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятия "инфекция" и "профилактика". История вопроса профилактики инфекционных заболеваний. Классификация профилактики. Вакцинация и ее виды. Сравнение средств профилактики гриппа. Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Характеристика причин возникновения инфекций. Исследование классификации основных инфекционных болезней человека по механизму передачи и источнику возбудителя инфекции. Симптомы при инфекционном заболевании и первая помощь. Профилактика и методы лечения.

    реферат , добавлен 20.11.2014

    Симптомы энтеровирусной инфекции, пути заражения, виды возбудителей. Особенности клинической картины заболевания. Диагностика, лечение, прогноз при миелитах и энцефалитах. Природа местного, или клеточного, иммунитета. Профилактика инфекционных болезней.

    презентация , добавлен 16.11.2015

    Ознакомление с общими характерными признаками болезней. Проникновение микробов в организм человека. Характеристика инфекционных заболеваний. Неспецифическая профилактика бешенства, ботулизма, полового пути заражения ВИЧ-инфекции. Правила личной гигиены.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Политика государства в сфере иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. Регулирование добровольного согласия на профилактическую вакцинацию детей или отказа от них. Расширение перечня инфекционных заболеваний. Расследование поствакцинальных осложнений.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2015

    Исследование причин возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекций. Сравнительная характеристика воздушно-капельных инфекций. Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях. Вакцинация дошкольников.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Основные признаки инфекционных болезней. Снижение местного и общего иммунитета, проникновение микробов вглубь тканей при травме, нарушение их симбиотического равновесия. Заболевания слизистой оболочки полости рта. Лечение и профилактика стоматита.

    презентация , добавлен 03.06.2013

    Актуальность инфекционных заболеваний. Звенья инфекционного процесса. Классификация инфекционных болезней по Громашевскому и Колтыпину. Понятие об иммунитете. Понятие о рецидиве, обострении заболевания. Взаимодействие возбудителя и макроорганизма.

    презентация , добавлен 01.12.2015

    Сущность и цели проведения вакцинации. Значение физико-химической природы вводимого антигена и дозы препарата для создания поствакцинального иммунитета. Способы введения медицинских иммунобиологических препаратов. Общие и местные реакции на прививку.

    реферат , добавлен 11.11.2012

    Характеристика туберкулеза как инфекционного заболевания, вызываемого туберкулезной микробактерией. Описание мер санитарной и клинической профилактики туберкулеза. Вакцинация детей и формирование их иммунитета как специфическая профилактика заболевания.

Булгакова Н. Д., Кошевая О. Н., учителя начальных классов, школа № 97,

г. Донецк. Классный час

Тема Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: дать общее представление об инфекционных заболеваниях, о причинах их возникновения, возбудителях, симптомах заболеваний; учить защищать свой организм от инфекций, вести профилактику инфекционных заболеваний; воспитывать грамотных в отношении здоровья детей.

Оборудование: презентация, марлевые повязки, мягкие игрушки, детский плащ-дождевик, пульверизатор, костюм медицинского работника.

Ход занятия

I .Организационный момент

II . Работа над темой

1.Работа с анаграммой.

Расшифруйте анаграмму. (Слайд 1)

Т И К Л А П Р О Ф И К А

Да, это слово ПРОФИЛАКТИКА. Знаете ли вы значение этого слова?

В словаре иностранных слов мы можем прочитать, что “профилактика – совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия”.

2. Беседа.

Вспомните, какие болезни относят к инфекционным?

Почему их так называют? (Ответы детей)

(Грипп, ангина, ветряная оспа, гепатит …)

Да, это болезни, связанные с проникновением в организм болезнетворных микроорганизмов.

3. Пути заражения. Моделирование ситуаций.

– Ребята, а как можно заразиться инфекционными заболеваниями?

  • Можно заразиться от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Как известно, такой путь заражения заболеваниями называется воздушно-капельным. (Учитель, используя пульверизатор, демонстрирует путь попадания слюны при кашле или чихании на человека, стоящего рядом).

Необходимо пользоваться личными предметами гигиены (носовые платки, бумажные салфетки), т. к. после использования платка, слизь или слюна остаются на поверхности рук достаточно долгое время.

4. Рассказ учителя.

Быстрое распространение инфекции среди населения, приводящее к резкому увеличению количества заболевших, называется эпидемией. Особую опасность представляет эпидемия гриппа. Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества – токсины, отравляющие весь организм.

У меня печальный вид -

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это - грипп.

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

Гриппом болеют люди любого возраста во всем мире, но наибольшее количество заболеваний наблюдается у детей в возрасте от 1 до 14 лет. Между прочим, в заболевании и распространении гриппа виноват сам человек.

5. Работа в группах.

Почему-то глаз не дышит,

Да и рот совсем не слышит,

Что-то ухо не глядит,

Даже нос не говорит!

Что случилось, что такое?

Вышел организм из строя.

Мой язык ко рту прилип,

Оказалось, это - грипп.

И. Александрова

– Ребята, а по каким признакам можно понять, что человек заболел?

Запишите симптомы этого заболевания.

6. Проверка работы.

Признаки гриппа: (Слайд 2)

  • высокая температура;
  • мышечные боли, головная боль;
  • насморк;
  • кашель;
  • слабость, вялость.

7. Чтение сказки “Больной Воробей”. (Слайд 3)

“Больной Воробей”.

Заболел зимой Воробышек. На снегу сидит простуженный, чихает, покашливает и летать не может. Всюду, куда ни глянь, снег и холод, а тепла не найти. Да ещё лиса того и гляди услышит его кашель, прибежит и съест.

Услышала кашель Воробышка в своей тёплой норке Мышка-Полёвка. Пожалела она его и решила помочь. Взяла зёрнышко, выбежала, отдала его Воробышку, а сама скорее опять в свою тёплую норку залезла. А Воробышек сидит на снегу с зёрнышком и всё больше и громче чихает и кашляет.

Услышала чихание Воробья спавшая в дупле Белка. Спустилась она к Воробью и принесла его на себе в своё дупло пожить. В дупле было теплее, а под пушистым беличьим хвостом даже жарко. Целую неделю отсыпался Воробышек в тепле и окончательно выздоровел.

Весной повстречалась Мышь-Полёвка с Белкой и стала ей хвастаться:

Я зимой больному Воробью помогла, целое зёрнышко ему дала.

Какая же это помощь, - сказала Белка. – Помощь должна по-настоящему помогать, а болезнь зёрнышком не лечится. Ты лучше бы простуженного Воробья к себе в тёплую нору пустила, вот это и была бы настоящая помощь. Сказав это, Белка прыгнула на дерево и скрылась в своём дупле.

Если вы увидите, что кто-то в беде, вы ему поможете или пожалеете?

А какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?

8. Составление правил. (Слайд 4)

  • САМОЛЕЧЕНИЕ при гриппе НЕДОПУСТИМО. Немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  • Ватно-марлевая повязка (маска) – одно из наиболее распространенных и доступных средств для безопасности окружающих.
  • Соблюдайте постельный режим.
  • Рекомендуется обильное питье в виде горячего чая, минеральных вод (боржоми с молоком и др.)

9. Слово учителя.

Теперь вы знакомы с этим серьёзным заболеванием. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой.

Как же мы можем помочь себе?

Не желаю грипповать,

Буду меры принимать!

Вирусам шах объявляю,

Лук, чеснок употребляю.

А бессонной ночью длинной

Чаю выпью я с малиной,

Буду фрукты есть, лимон,

Пусть злодеев гонит он.

Злые твари присмирели,

Запыхтели, закряхтели,

Резво бросились бежать,

Мне их было не догнать!

Но умчались не впустую,

Жертву высмотрев другую -

Костю, что живёт напротив.

Он зимой без шапки ходит.

Кашель Вирусович Грипп,

Прилипучий, вредный тип.

Мы его горячим чаем

Днём и утром поливаем,

Укрываем одеялом,

Чтобы Гриппу жарко стало.

Испугался очень Грипп:

Ой! Кхе, кхе,Теперь я влип.

От микстуры он вспотел,

ЧИХ! И сразу улетел.

И. Александрова

Овощи и фрукты – основной источник поступления витаминов в организм.

Я предлагаю вам выбрать продукты, способствующие профилактике заболеваний.

Действительно, это цитрусовые, лук, чеснок. Они содержат так необходимый нам витамин С, который способствует повышению сопротивляемости организма и укрепляет наш иммунитет. (Слайд 5)

Ещё одним эффективным способом профилактики гриппа и других простудных заболеваний является точечный массаж. На нашем теле есть волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма. (Учитель демонстрирует точечный массаж).

10. Практическая работа по изготовлению “оберегов здоровья”.

Отгадайте загадку. (Слайд 6)

Запасись им впрок.

От гриппа спасет … (чеснок)

Сейчас мы с вами изготовим “обереги здоровья”, которые помогут нам защититься от вирусов. (Ёмкости от киндер-сюрпризов заполняются дольками чеснока, прикрепляются ленточки)

11. Выступление школьного врача о необходимости своевременных прививок, закаливания организма, правильного питания.

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует школьный врач Елена Михайловна. Послушайте и запомните всё, о чём она вам расскажет.

III . Итог занятия

Литература:

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах). – Минск: Современная школа, 2010.
  2. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Шишкин лес. Детский познавательный журнал. - № 10, 2006.